Январь | Март | Сентябрь |
---|---|---|
01.01.2023 | 01.03.2023 | 01.09.2023 |
Новый порядок разработки инструкций и правил по охране труда | • Новый порядок расследования профзаболеваний • Обновленный перечень рабочих мест, на которых СОУТ проводится с учетом отраслевых особенностей • Реестр Минтруда для сведений об обучении внутри организации по охране труда | • Новый Порядок выдачи СИЗ • Единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих |
07.01.2023 | К сведению специалистов по охране труда: • Коренные изменения в правилах противопожарного режима • Порядок проведения эвакуации при возникновении ЧС | |
Новый ПТЭЭП |
№1 — изменение в порядке разработки правил и инструкций по ОТ. С 1 января 2023 года вступает в силу Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем».
Что скорректировать в работе. Специалистам по охране труда нужно уже сейчас пересмотреть инструкции по охране труда и внутренние правила (стандарты) на предмет соответствия новым требованиям. Особое внимание уделите структуре новых инструкций.
№2 — новый ПТЭЭП. С 7 января 2023 года вступает в силу Приказ Минэнерго России от 12.08.2022 № 811 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии».
Что скорректировать в работе. В Правилах теперь есть обязанности потребителя ежегодно, до 1 января, направлять в сетевую организацию:
При изменении в данных обновленная информация передается в сетевую компанию не позднее чем за 1 рабочий день до допуска к работе новых лиц или ввода в действие корректировок.
Проверьте, чтобы руководители структурных подразделений разработали новые производственные инструкции:
Указанные инструкции подлежат пересмотру 1 раз в 3 года.
№1 — изменение в порядке расследования профзаболеваний. С 1 марта будет действовать новый порядок, утвержденный постановлением Правительства РФ от 05.07.2022 № 1206 «О порядке расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников».
Что скорректировать в работе. Чтобы не ошибиться в процедуре расследования и учета профзаболеваний работников с марта 2023 года, специалисту по охране труда нужно взять на вооружения следующие задачи:
➤ Ознакомьтесь с новой процедурой учета возражений работника или работодателя по содержанию санитарно-гигиенической характеристики условий труда.
➤ Учтите уточненные сроки подачи извещений и иных сведений, процедуру направления работника в центр профессиональной патологии.
➤ Изучите новую процедуру установления заключительного диагноза (острого или хронического профессионального заболевания.
➤ Возьмите на вооружение новую процедуру образования и функционирования комиссии по расследованию случаев профессиональных заболеваний в своем Положении о системе управления охраной труда.
➤ Изучите, как проводится замена члена комиссии, введены дополнительные документы, которые предоставляются для принятия решения по результатам расследования профзаболеваний.
№2 — Обновленный перечень рабочих мест, на которых СОУТ проводится с учетом отраслевых особенностей. Также с 1 марта вступает в силу постановление Правительства РФ от 14.10.2022 № 1830 «О перечне рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей».
Что скорректировать в работе. В новом Постановлении № 1830 перечислены рабочие места персонала по отраслям, для которых существуют особенности при проведении спецоценки. Это связано с характером работы сотрудников, и с риском для экспертов СОУТ и лаборантов:
Опытные эксперты СОУТ знают, как проводить спецоценку для таких категорий рабочих мест, а вы, в свою очередь, изучите особенности, и не допускайте нарушения процедур. Так, например, во время проведения СОУТ для медработников не допускается производить замеры в присутствии пациентов. Что касается летных кабинных экипажей гражданской авиации — входить в кабину пилотов запрещается посторонним лицам, в том числе и экспертам СОУТ. Поэтому спецоценку необходимо проводить для таких редких профессий в особом режиме — с изучением сведений из паспорта на машину, оборудование, приспособления и инструмент.
№3 — Реестр Минтруда для сведений об обучении внутри организации по охране труда. С марта будут действовать некоторые положения постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».
Что скорректировать в работе. С 1 марта 2023 года работодатели, самостоятельно обучающие своих работников, обязаны будут пройти регистрацию на портале Минтруда и по итогам проверки знаний по охране труда предоставлять перечни обученных работников в реестр.
Сведения об обученных по охране труда в самих организациях формирует сам работодатель. Специалист по охране труда является ответственным за процессы обучения в системе управления охраной труда организации. Работодатель может заниматься внутренним обучением по ОТ, не получая для этого аккредитацию Минтруда, но с обязательным внесением этим работодателем информации в личный кабинет индивидуального предпринимателя или юридического лица в информационной системе охраны труда Минтруда России.
Обучение и проверка знания требований охраны труда членов комиссии по проверке знания требований охраны труда работников проводится обучающих организациях, по истечение срока действия удостоверений — в том числе с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
При этом помните, что к тестированию вы должны приступить не с 1 марта 2023 года, а датой не позже окончания срока действия вашего нынешнего удостоверения о проверке знаний по охране труда. Например, протокол последней периодической проверки знаний был подписан 1 февраля 2021 года. Поэтому тестировать вас будут не с 1 марта 2023 года, а не позже 1 февраля 2024 года. Это соответствует указаниям п.59 Порядка обучения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464. До этого времени можете потренироваться.
№4 — изменения в правилах противопожарного режима. В марте вступает в силу Постановление Правительства РФ от 19.09.2022 № 1654 «Об утверждении Правил проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Что скорректировать в работе. Работодателю необходимо заранее подготовиться к вступлению правил:
Учтите, что при объявлении эвакуации работодатель обязан:
№5 — новый Порядок проведения эвакуации при возникновении ЧС. С 1 марта начнет действовать Постановление Правительства РФ от 24.10.2022 № 1885 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации».
Что скорректировать в работе. Работодателям нужно принять меры и привести в порядок помещение и рабочие места, учитывая изменения.
➤ Разрешается утверждать одну инструкцию о мерах пожарной безопасности для группы однотипных зданий или сооружений, расположенных по одному адресу (п.2 Правил).
➤ Можно использовать подвальные и цокольные этажи для хранения продукции и других предметов, а также для организации производственных участков, если это не противоречит нормативным документам по пожарной безопасности. Это следует из подпункта «б» пункта 16 новых ППР.
➤ Запрещены глухие (заваренные) решетки на окнах подвалов, а также приямков у окон подвалов, являющихся аварийными выходами. Это следует из пп «г» пункта 16 новых ППР.
➤ Металлические наружные открытые (эвакуационные) лестницы подлежат периодическим испытаниям. В отношении лестниц другого типа необходимость испытаний устанавливает собственник здания, учитывая другие НПА, например, инструкцию по эксплуатации средств защиты в электроустановках (п.17 «б» Правил).
➤ Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты устанавливается руководителем объекта, в том числе электронно, но с возможностью проверки инспектором в режиме реального времени. Это следует из п.17.1 ППР.
Также в пункте 26 нового ППР приведен перечень участков путей эвакуации и помещений, запоры на дверях, которых должны открываться свободно изнутри без ключа. Это требование установлено в отношении поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, лестничных клеток, зальных помещений, за исключением объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности, кассы). Для помещений с особым режимом должно быть обеспечено автоматическое открывание запора двери по сигналу системы противопожарной защиты, или дистанционно, работником круглосуточной охраны предприятия.
Учтите, что для мебели и предметов, запрещенных к размещению на путях эвакуации, добавлены исключения, например, сидячие места для ожидания, п.27 «б» Правил. При этом п.28 устанавливает необходимость соблюдения геометрических параметров эвакуационных путей. Поэтому в коридорах поликлиники кресла оставьте, но ширину эвакуационного пути при этом обеспечьте в соответствии с правилами пожарной безопасности в обязательном порядке.
Что скорректировать производителям огневых работ:
С 1 марта 2023 года в инструкцию о мерах пожарной безопасности нужно внести перечень должностных лиц, являющихся дежурным персоналом, это указано в п.393 «м» новых ППР. Поэтому обновите до 1 марта 2023 года инструкцию, а иначе оштрафуют.
Ящики с песком, согласно п.411 новых правил, ставить не нужно, что идет в разрез с нормами комплектования щитов пожарных. Поэтому не убирайте такие ящики, нарушения не будет, а вот при пожаре песок поможет при условии, что в этом ящике будет сухой рассыпчатый песок, а не фантики от конфет.
№1 — новый Порядок выдачи СИЗ. С 1 сентября 2023 года действует Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами».
Что скорректировать в работе. У специалиста по охране труда появились новые обязанности:
Внесите в инструкции по охране труда и в программы инструктажей на рабочем месте новые обязанности работников:
№2 — единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих. С 1 сентября 2023 года вступает в силу Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств».
Что скорректировать в работе. Разработайте нормы выдачи СИЗ на вашем предприятии на основе Единых типовых норм выдачи СИЗ по профессиям. Если в ЕТН не будет указана профессия ваших работников, руководствуйтесь результатами СОУТ, оценки профрисков, требований правил по охране труда, санитарных правил, паспортов безопасности при работе с отдельными химическими веществами.
Если у Вас есть вопросы можете задать их через форму обратной связи или позвонить по телефону. Наши специалисты обязательно Вам ответят.
Опытные специалисты
Полная консультация